Во время Отечественной войны с армией Наполеона, 23 (11) сентября 1812 года, родились российские дорожные войска.

Пять пионерских рот и конная команда, предназначенные для выполнения военно-дорожных работ, стали прообразом будущих дорожных войск нашей страны.

В ходе контрнаступления русской армии силами этих подразделений было исправлено и проложено более 1400 верст дорог и построено 180 накидных и наплавных мостов.

За свою долгую историю дорожные войска внесли огромный вклад в славные победы российской армии. В годы Великой Отечественной войны они выполняли сложные и ответственные задачи по дорожному обеспечению военных операций. Эмблема дорожных войск была введена 12 ноября 1943 года приказом Народного комиссариата обороны СССР № 310.

В послевоенный период дорожные войска участвовали в восстановлении и наращивании транспортных мощностей нашей страны, в ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, в разрешении локальных военных конфликтов.

С 1974 года в Московском высшем командном училище дорожных и инженерных войск началась подготовка специалистов для дорожных войск и войск гражданской обороны.

Сегодня дорожные войска состоят из дорожно-комендантских и мостовых бригад, отдельных дорожно-комендантских, дорожных, мостовых, мостозаготовительных батальонов, а также из других частей, учреждений и организаций.

Подготовка специалистов для дорожных войск осуществляется в Военной академии тыла и транспорта в Санкт-Петербурге, на военных кафедрах (факультетах военного обучения, циклах) при семи гражданских вузах России.

Воинские части дорожных войск продолжают совершенствовать свое мастерство, успешно выполняют сложные и ответственные задачи по материально-техническому обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации в составе единой системы материально-технического обеспечения войск, активно участвуют в строительстве и развитии автодорожной сети нашей Родины.