Первую Всеармейскую олимпиаду по военной истории России придумали и успешно провели в Оренбургском президентском кадетском училище.

b_280_180_16777215_00_images_stories_2021_12_08.12_01.JPG

Еще три столетия назад великий русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов в своем труде об истории славян отмечал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Для начальника Оренбургского президентского кадетского училища Татьяны Машковской это аксиома. Как и то, что историю славных побед российского воинства обязан знать каждый будущий защитник Отечества.

Не случайно именно ей, доктору исторических наук, пришла в голову идея учредить Всеармейскую олимпиаду по военной истории России среди обучающихся довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Воспитывать не просто всесторонне развитых людей, а настоящих патриотов Родины – для решения этой непростой задачи, по мнению профессора Татьяны Машковской, крайне важно культивировать желание кадет изучать героические страницы нашей военной истории, привлекать молодежь к историческим научным изысканиям.

Давняя задумка начальника Первого президентского о проведении Всеармейской олимпиады по истории российских ратных побед была реализована в 2021 году.

Пилотный проект новой олимпиады для учащихся 8-11 классов был одобрен в Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации и включен в перечень олимпиад, проводимых на Всеармейском уровне, а местом проведения первого состязания юных знатоков военной истории стало Оренбургское президентское кадетское училище.

Подготовка к масштабному интеллектуальному турниру началась прошлой весной. До августа было подготовлено Положение об олимпиаде, почти два месяца ушло на разработку олимпиадных заданий.

Двухдневная олимпиада проходила в декабре 2021 года и была приурочена к 80-летию контрнаступления Красной армии в битве за Москву и 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.

Организатор – вне игры

Первый этап олимпиады представлял собой командное первенство в форме интерактивного турнира «Великая Победа». Разработкой программного обеспечения и технической реализацией проекта занимались преподаватель информатики кафедры информатики и технологии Первого президентского Александр Евлампьев и инженер-электроник лаборатории инновационных образовательных технологий Игорь Петахин.

b_280_180_16777215_00_images_stories_2021_12_08.12_05.JPGКстати, команда Первого президентского как разработчика и «хозяина» первой Всеармейской олимпиады по военной истории России участвовала в интеллектуальном состязании вне рейтинга.

Для максимальной объективности оценок, выставляемых участникам членами олимпиадного жюри, сформированного из специалистов Первого президентского и оренбургских вузов, наши кадеты не могли претендовать на какие-либо призовые места. Таким образом, идеологи и организаторы Всеармейской олимпиады по военной истории наглядно продемонстрировали верность хрестоматийному олимпийскому принципу «Главное не победа, а участие».

Второй этап олимпиады представлял собой личное первенство под названием «Кадетский интерактивный марафон».

Он был реализован благодаря электронной платформе Moоdle, способной автоматически проверять ответы на олимпиадные задания, подсчитывать баллы, набранные участниками, и определять их места в общей турнирной таблице.

Третий этап «Историческое исследование» предполагал исследовательскую работу участников с письменными историческими документами.

Олимпиадные задания охватывали период российской военной истории и дипломатии с IX по XX века и были разделены на два блока с учетом возраста участников.

- При составлении олимпиадных заданий мы старались опираться на материалы учебных программ, изучаемых в конкретном классе и соответствующих возрастным особенностям учащихся, – говорит руководитель отдельной дисциплины (история, обществознание и география), кандидат исторических наук Юрий Горюнов.

В блок заданий для 8-9 классников вошли такие темы, как «800-летие князя Александра Невского», «80-летие контрнаступления в Московской битве», «История битв и сражений», «Герои Отечества», а также «История вооружения и военной техники России».

Тематика заданий для 10-11-классников включала в себя «800-летие князя Александра Невского» и «80-летие контрнаступления в Московской битве», «Историю Второй мировой войны» и «Историю битв и сражений», темы «Герои Отечества», «История вооружения и военной техники России» и «Отражение военных событий в произведениях литературы и искусства».

Научно-технический арсенал

При разработке основного двухэтапного олимпиадного задания серьезную помощь преподавателям Первого президентского оказало отделение Российского исторического общества в Оренбургской области под председательством заведующего кафедрой истории России Оренбургского государственного педагогического университета, доктора исторических наук Сергея Любичанковского, возглавившего жюри олимпиады.

b_280_180_16777215_00_images_stories_2021_12_08.12_04.JPGПреподаватели кафедры истории России Оренбургского педуниверситета также участвовали в работе над олимпиадными заданиями, а к их научной экспертизе был привлечен доктор исторических наук, профессор кафедры истории Оренбургского государственного университета Дмитрий Сафонов.

Представительный состав олимпиадного жюри говорит не просто о высоком организационном уровне и «научном весе» олимпиады по военной истории нашей Родины.

Руководству Первого президентского при поддержке оренбургского научного сообщества удалось создать авторитетную площадку по выявлению юных историков-эрудитов, пропаганде и развитию военно-исторической науки.

Для информационного обеспечения участников Всеармейской олимпиады по военной истории на официальном сайте Первого президентского появилась ее web-страница с заданиями первого, второго и третьего этапов.

А для модерирования олимпиады и решения всех возникающих вопросов в режиме реального времени в мессенджере Viber был создан соответствующий групповой чат, который вела методист лаборатории инновационных образовательных технологий Первого президентского Лариса Кадошникова.

Кроме того, еще до начала олимпиады к тестированию олимпиадных заданий на предмет выявления сбоев и ошибок в работе программного обеспечения, содержательности вопросов и ответов, наглядности и доступности были привлечены два десятка кадет 5 и 7 учебных курсов. Так была своевременно обнаружена и исправлена ситуация, когда компьютер отказывался засчитать верный ответ, в котором порядковый номер монарха был указан словом, а не цифрой.

Оренбургские президентские кадеты показали себя как дотошные, взыскательные критики. В соответствии с их замечаниями был улучшен интерфейс второго олимпиадного этапа, устранены спорные исторические моменты в списке предлагавшихся заданий.

Участниками первой Всеармейской олимпиады по военной истории нашего Отечества стали 104 учащихся из 28 довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Надо ли говорить, как технически непросто было обеспечить одновременное участие в интеллектуальном состязании такого количества училищных коллективов?

Каждой команде, состоявшей из четырех участников разных возрастов, предстояло согласованно, ориентируясь на московское время, зарегистрироваться по полученным логинам и паролям и решить предложенные задачи. При этом во избежание нарушений Положения об олимпиаде и ее регламента члены олимпиадного жюри Первого президентского контролировали работу юных участников олимпиады в режиме реального времени. На случай возможных спорных ситуаций велась видеозапись выступления каждой команды.

«Конек» оренбургских кадет – история Второй мировой

Первый, командный этап олимпиады «Великая Победа», стартовавший 6 декабря, проходил в форме интерактивной обучающей игры, разработанной сотрудниками и кадетами Оренбургского президентского кадетского училища. Участникам предлагалось выполнить разноуровневые задания по военной истории в трёх номинациях: «Красноармеец», «Разведчик» и «Дипломат».  

b_280_180_16777215_00_images_stories_2021_12_08.12_02.JPGА 7 декабря участникам предстояло преодолеть второй и третий этапы олимпиады – «Кадетский марафон» и «Историческое исследование», проходившие как личное первенство.

Время проведения всех этапов олимпиады было жестко лимитировано, использование дополнительных электронных и иных информационных ресурсов строго запрещалось, а прямая видеотрансляция с мест проведения игры исключала возможность каких бы то ни было подтасовок. 

Проверкой работ юных историков занимались эксперты ЕГЭ и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников из числа преподавателей отдельной дисциплины (история, обществознание и география).

Руководитель кафедры основ военной подготовки и безопасности жизнедеятельности Первого президентского, кандидат военных наук Федор Шевчун и его коллеги тоже участвовали в этой работе.

Подведение итогов и торжественное закрытие первой Всеармейской олимпиады по военной истории России состоялись 14 декабря. 

- Результаты олимпиады показали, что если бы наши, оренбургские кадеты, участвовали в ней на общих основаниях, то по уровню своих знаний вполне могли претендовать на второе командное место, – поделился своим мнением кандидат исторических наук Юрий Горюнов. – Мы увидели, что наша команда сильна в истории Великой Отечественной войны. И тому есть логическое объяснение: на этот отрезок отечественной истории в основном ориентирована проводимая в училище воспитательная работа. С ребятами мы проводим большое количество соответствующих конкурсов, пишем исторические рефераты, организуем исследования на тему Второй мировой войны. И хотя наши парни выступали вне рейтинга, олимпиада помогла выявить настоящих знатоков истории войн и сражений с участием российской армии, знания которых выходят далеко за рамки учебной программы. В их числе кадет 4 учебного курса Олег Жуков, кадет 5 учебного курса Владимир Печерин, кадет 7 учебного курса Алексей Панько и кадет 8 учебного курса Иван Дякин.

Сейчас решается вопрос о том, чтобы сделать Всеармейскую олимпиаду по военной истории России традиционной.

- Мы к этому готовы, – считает Юрий Горюнов. – Самая сложная и ответственная часть этой работы – составление заданий и объективная оценка их решений. Но дело это теперь для нас знакомое – думаю, справимся.

Второй Всеармейской олимпиаде быть!

Грамот Оренбургского президентского кадетского училища были удостоены следующие победители и призеры первой Всеармейской олимпиады по военной истории России:

в командном первенстве:

1 место – Казанское суворовское военное училище

2 место – Кронштадтский морской кадетский военный корпус

3 место – Санкт-Петербургское суворовское военное училище

В личном первенстве среди учащихся 8 классов:

1 место – Константин Димитриади, Краснодарское президентское кадетское училище

1 место – Илья Стоянов, Тверское суворовское военное училище

2 место – Егор Бурмистров, Казанское суворовское военное училище

2 место – Егор Левунин, Санкт-Петербургское суворовское военное училище

3 место – Алексей Бондарев, Кемеровское президентское кадетское училище

В личном первенстве среди учащихся 9 классов:

1 место – Илья Черанев, Казанское суворовское военное училище

2 место – Данил Вдовиченко, Краснодарское президентское кадетское училище

3 место – Александр Кияшкин, Санкт-Петербургское суворовское военное училище

3 место – Даниил Михайлов, Московское суворовское военное училище

В личном первенстве среди учащихся 10 классов:

1 место – Арсений Степанов, Санкт-Петербургское суворовское военное училище

2 место – Александр Буклов, Краснодарское президентское кадетское училище

2 место – Назар Купчин, Нахимовское военно-морское училище

3 место – Даниил Коношенков, кадетский корпус (школа IT-технологий) Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного

В личном первенстве среди учащихся 11 классов:

1 место – Рамазаен Дотдаев, кадетский корпус (школа IT-технологий) Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного

2 место – Григорий Жуковский, Нахимовское военно-морское училище

3 место – Михаил Поляков, Тверское суворовское военное училище

3 место – Артем Земляков, филиал Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище).

Уже после того, как олимпиада была завершена, а ее финалисты получили заслуженные награды, в адрес руководства Оренбургского президентского кадетского училища поступило немало восторженных отзывов от коллег.

«Выражаем огромную благодарность за интересную идею олимпиады, высокий уровень ее организации, за четкое и своевременное оказание поддержки в организации всех туров, – сказано в письме коллектива Северо-Кавказского суворовского военного училища. – Особая благодарность за познавательные задания и объективное оценивание участников. Считаем, что проведение подобных олимпиад в будущем будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся».

«Наши кадеты тоже хвалили задания, говорили, что вопросы заставляли их думать, рисковать и предполагать, игра была захватывающей! – сообщили представители Кемеровского президентского кадетского училища. – Спасибо большое за интересные и нетривиальные задания!»

«Спасибо вам, уважаемые коллеги, за организованный праздник истории! – не стало скрывать эмоций командование Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса. – У детей столько восторга! Говорят, что были интересные вопросы, и надеются, что это будет ежегодным событием».

Сейчас в Оренбургском президентском кадетском училище полным ходом идет подготовка к внутриучилищному интеллектуальному военно-историческому марафону, посвященному Дню защитника Отечества, который станет своеобразной «разминкой» перед второй Всеармейской олимпиадой по военной истории России. 

- На протяжении многих веков наши воины доблестно сражались за будущее России, ее независимость и самобытность, – прокомментировала итоги Всеармейской олимпиады начальник Оренбургского президентского кадетского училища Татьяна Машковская. – И мы рады констатировать, что учащиеся довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации своей эрудицией и волей к победе наглядно показали, что знают историю российского оружия, гордятся ею и готовы вписать в нее свои достойные страницы. Известный русский историк Василий Ключевский говорил, что история наказывает за незнание ее уроков. Уверена, что багаж исторических знаний, который уверенно демонстрируют наши будущие офицеры, их успехи в учебе и готовность в любой момент встать на защиту Отечества предостерегут внешнеполитических оппонентов России от повторения фатальных ошибок прошлого.