b_280_180_16777215_00_images_stories_2022_02_11.02_1.JPGВ спортивно-концертном зале Первого президентского прошел инструктаж преподавателей и воспитателей училища, представителей предметно-методических кафедр и кадет 7 учебного курса, задействованных в проведении первого интеллектуального военно-исторического марафона.

Главным идеологом нового состязания юных знатоков военной истории, приуроченного ко Дню защитника Отечества, стала начальник Оренбургского президентского кадетского училища, доктор исторических наук, профессор Татьяна Машковская.

Подготовка к интеллектуальному марафону, посвященному всем этапам российской военной истории, началась еще в конце прошлого года – параллельно с завершением подготовки к проведению первой Всеармейской олимпиады по военной истории России, также придуманной руководством нашего училища.

Рабочей группой, в состав которой вошли Татьяна Машковская, ее заместитель (по учебной работе) полковник запаса Андрей Ведерников, заведующий отделом воспитательной работы Евгения Викторова и руководители целого ряда других подразделений Первого президентского, сразу было решено связать оба конкурсных мероприятия между собой.

b_280_180_16777215_00_images_stories_2022_02_11.02_2.JPGИзначально предполагалось, что февральский военно-исторический марафон также пройдет на Всеармейском уровне и станет той площадкой, на которой победители и призеры декабрьской Олимпиады по военной истории смогут подтвердить уровень своих знаний, удостоенных высоких оценок.

Однако в планы руководства Первого президентского вмешалась продолжающаяся пандемия новой коронавирусной инфекции, заставившая переформатировать военно-исторический марафон в пробный интеллектуальный турнир училищного уровня. Участниками которого станут кадеты 1-4 учебных курсов, а в качестве ведущих-ассистентов и экспертов выступят кадеты-семикурсники.

Благодаря «мозговому штурму», предпринятому командой организаторов (главные скрипки сыграли коллективы отдела воспитательной работы, отдельной дисциплины (история, обществознание и география) и отдельной дисциплины «Основы военной подготовки и безопасности жизнедеятельности»), в январе в сжатые сроки была разработана оригинальная программа военно-исторического марафона. 

Его первый, разминочный тур, составлен из трех заданий исторического профиля: «Звенья одной цепи», «Взгляд в прошлое» и «Военно-историческая азбука».

b_280_180_16777215_00_images_stories_2022_02_11.02_3.JPGВторой тур под названием «История в картах» включает в себя три основных задания – «Географический пазл», «Географическая шрапнель» и «Территориальные задачи», а также три дополнительных – «Сборка-разборка автомата Калашникова», «Надевание противогаза» и «Вокруг света».  

Третьим этапом военно-исторического марафона станет блиц-тур «Тактические стрельбы».

А при разработке конкурсного «меню» четвертого тура, озаглавленного «С экрана – в жизнь», креативное мышление организаторов интеллектуального марафона родило такие задания, как «Песни великого подвига», «Говорит герой», «Киноляп» и «Черный ящик».  

Скажем, конкурс «Киноляп» – прямой наследник известных игровых телепроектов «Угадай мелодию», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и «Умники и умницы».

- Изначально этот конкурс был рассчитан на кадет 4-7 курсов, – пояснил руководитель отдельной дисциплины (история, обществознание и география), кандидат исторических наук Юрий Горюнов. – Конкурс очень непростой, поскольку требует знаний военно-исторической фактуры, которая создателями многих современных фильмов о войне грубо искажается. Допустим, один из героев фильма «Двадцать восемь панфиловцев», вышедшего на киноэкраны в 2016 году, пользуется офицерским планшетом, появившимся в советской армии значительно позже 1941 года. Присутствует в кадре и пластиковая линейка, которая в те годы в СССР не выпускалась. Даже термин «офицер», используемый героями фильма, исторически неверен, так как стал использоваться бойцами Красной Армии лишь с 1943 года. До этого на фронтах Великой Отечественной старших по званию называли исключительно командирами, а термин «офицеры» применялся преимущественно к военнослужащим царской армии и белогвардейцам и считался чуть ли не ругательным. 

b_280_180_16777215_00_images_stories_2022_02_11.02_4.JPGВсе другие конкурсные этапы исторического профиля тоже достаточно сложны и во многих случаях предполагают знание исторических фактов и событий, которые в рамках школьной программы на таком уровне не изучаются.

В программе интеллектуального марафона есть, например, конкурс знатоков полотен русских живописцев исторического жанра, в том числе художников-баталистов. 

- Сложнее всего, на мой взгляд, придется кадетам 1-2 учебных курсов, не имеющих пока в большинстве своем опыта участия в подобных исторических конкурсах, – говорит Юрий Горюнов. – Прежде в училище ежегодно проводились военно-исторические диктанты, три года подряд мы проводили диктант «Горжусь Россией!», посвященный Великой Отечественной войне. Почти пять лет шел масштабный общеучилищный образовательный проект «От Руси к России», предполагавший реконструкцию определенных этапов исторического развития нашего государства посредством театрализации, проведения интерактивных игр, классных занятий и внеклассных часов. Однако самые юные участники нынешнего интеллектуального марафона впервые столкнутся с такой конкурсной тематикой. Думаю, посмотреть на это будет очень интересно. 

- Две недели назад передо мной и педагогом дополнительного образования, кандидатом географических наук Александром Тюриным была поставлена задача подготовить конкурсные географические задания, созвучные с главной идеей военно-исторического марафона, – добавила преподаватель отдельной дисциплины (история, обществознание и география) Юлия Тюрина. – В результате были разработаны тематические географические задачи, ориентированные на кадет 1-4 учебного курсов. Например, «Определи по карте расстояние от Берлина до Москвы», «Рассчитай уклон реки Волга», «Сколько времени будет в Берлине, если начало артобстрела назначено командующим армией на 6 часов по московскому времени?»

b_280_180_16777215_00_images_stories_2022_02_11.02_5.JPGЗнание кадетами географических объектов России поможет протестировать блок заданий «Географическая шрапнель». В числе вопросов: «Назови самое мепкое или самое глубокое озеро», «Как называется самая полноводная река?», «Какое название носит самый высокий вулкан в азиатской части нашей страны?» и т.п. Все эти объекты участники интеллектуального марафона должны будут нанести на географическую карту по памяти.

Кроме того, в форме «географической перестрелки» с использованием карты будет проверяться знание кадетами городов-героев, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации.  

В ходе блиц-турнира из нескольких вариантов ответов на предложенные вопросы участникам интеллектуального марафона предстоит выбрать правильный. Скажем, «Назовите самый северный космодром России» (Плесецк), «Как называется вершина – высшая точка Якутии, получившая название в честь победы над фашизмом в 1945 году?» (гора Победа) и т.п.

b_280_180_16777215_00_images_stories_2022_02_11.02_6.JPGДля проверки знания участниками состязания субъектов Российской Федерации совместно со специалистами учебно-производственной мастерской Первого президентского были изготовлены топографические пазлы для конкурса по сбору спилс-карт на время.

Разработали наши географы и т.н. «территориальные» конкурсные задачи, когда по рисунку того или иного российского региона участнику необходимо определить граничащие с ним субъекты Российской Федерации.

Активную помощь в проведении всей этой подготовительной работы оказали преподавателям училища участники олимпиадного движения по географии – кадеты 7 учебного курса Алексей Панько и Кирилл Ларионов, а также кадеты 4 учебного курса Семен Капаев и Роман Романников.

- Все они сегодня во внеурочное время готовятся к третьей Всеармейской олимпиаде по географии, которая в дистанционном режиме состоится 10 марта, – пояснила Юлия Тюрина. – А сейчас ребята участвуют в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, которая проходит на базе оренбургской гимназии № 5.b_280_180_16777215_00_images_stories_2022_02_11.02_7.JPG

На предстоящий интеллектуальный военно-исторический марафон его организаторы возлагают большие надежды. Ведь он должен не только наглядно продемонстрировать успехи коллектива педагогов и воспитателей Первого президентского, достигнутые в опережающей подготовке кадет по военной истории нашего Отечества, но и развитие системы ранней военной профориентации кадет. 

Подготовительная работа к проведению первого интеллектуального военно-исторического марафона завершится в ближайшие выходные проведением в учебных взводах Первого президентского экспресс-турниров юных знатоков военной истории под общим названием «Разведка боем».

Сам военно-исторический марафон стартует 15 февраля.